Помесь хорька, барсука и штопора
Финал пьесы «На дне» оптимистичен: Актер повесился.
- из школьного сочинения
Последние дискуссии о предупреждениях, и death-фиках, и проч., и проч. натолкнули меня на одно весьма важное для меня самой соображение. Посему записываю тут, чтобы не потерять.
Строго говоря, для меня неважно, умер главный герой или нет. И если умер, то как - рано или поздно, трагической смертью или естественной... Мне важно одно: чтобы после прочтения текста хотелось жить, а не вешаться. Чтобы текст не будил в читателе отчаяние, презрение к людям, цинизм, уныние, отвращение к жизни... Это все довольно дурные и неполезные для человека чувства. Слезливый сентиментализм, на мой вкус, примыкает к этому неприятному комплекту, отчасти потому, что им мы слишком любим заменять подлинное сострадание.
К сожалению, смерть настолько сложная штука, что о ней и «настоящая литература» весьма часто пишет неадекватно. Все мы грешны, и писатели тоже.
Посему я попытаюсь составить список книг, просто таки обязательных к прочтению, несмотря на то, что там или «все умерли», или погиб главный герой, или кто-то из нескольких центральных героев. Обязательных потому, что они делают прочитавшего сильнее, пробуждая волю к жизни. Вопреки известной фразе Ницше, некоторые вещи, не убивая нас целиком, убивают в нас что-то важное и в целом делают нас все-таки слабее.
Присоединяйтесь, товарищи, если кто что вспомнит!
Итак, мой личный топ-список.
Гы
Кстати - поддакну тем, кто "Авантюриста" Дяченок поминал.
я думаю, это как с Люпином - градация по детным и бездетным ))
'список книг ... обязательных потому, что они делают прочитавшего сильнее, пробуждая волю к жизни.'
'Кроме того, для данной темы важно не столько мировоззрение читателя, сколько мировоззрение АВТОРА.'
На мой сугубо программистский взгляд, эти два утверждения противоречат друг другу. Чтобы пробудить волю к жизни у читателя, книги должны отвечать его, а не авторскому мировоззению.
И переписка Библии для детей Льюисом - последняя часть особенно - скорее вызывает желание умереть и попасть в рай, чтобы настоящая жизнь только началась, чем какой-либо душевный подъём здесь.
Ferry, скорее, сколько людей. Вот та же МА - книга одна, а мнений уже у нас с вами два =))
я думаю, это как с Люпином - градация по детным и бездетным ))
ты знаешь... нет, как ни странно. когда тут помянули УВ я тоже в первый момент не поняла - почему. Потом вспомнила про Мелани. Про Бонни я вообще забыла...
Black Moon Cat
ну да )))
так ты читала, когда у тебя Даши в помине не было, а я - беременная на 8 месяце.
А, наверное. После рождения Дашки я не перечитывала уже.
На мой сугубо программистский взгляд, эти два утверждения противоречат друг другу. Чтобы пробудить волю к жизни у читателя, книги должны отвечать его, а не авторскому мировоззению.
Не совсем. Я когда читаю, очень заражаюсь мироощущением автора и переживаниями героев. Я вообще проживаю книги вместе с героями. И примерно одинаково люблю жизнь и верю в ее продолжение после смерти. Весь вопрос в том, воспринимает ли сам герой смерть как непобедимую трагедию или нет.
Чтобы книга мне стала поперек горла, нужно, чтобы автор и его герои воспринимали мир уж совсем перпендикулярно моему. Вот про сумасшедших, например, читать не могу.
Ferry
когда тут помянули УВ я тоже в первый момент не поняла - почему. Потом вспомнила про Мелани. Про Бонни я вообще забыла...
У меня так же. Я, как это ни цинично звучит, воспринимала смерть Бонни как функцию трагизма. И у меня сильное подозрение, что это совпадает с авторской позицией...
"Конец главы" Голсуорси
"Узорный покров" Моэма
"Мартовские иды" и "День восьмой" Торнтона Уайлдера
Я слишком давно читала, не помню уже... Но у меня тогда родительский инстикт отсутствовал начисто, так что не исключено что тоже - как функцию... Хотя если нынешними глазами смотреть - то пипец полный, конечно...
Оно самое
Подход к чтению у нас похож, вот только это 'уж совсем перпендикулярно моему' разное =)
Но, кстати, в 'Ветре и стали' (из всего, что я читала, эта книга больше всего 'побуждает жить', потому я всё к ней и цепляюсь), смерть героинь как раз абсолютная, конечная, никакого 'воспринимает ли сам герой'. Но, несмотря на это, она всё равно вдохновляет, а не вгоняет в депрессию.
Ну я бездетная, может поэтому. Но вот не могу - меня там смерть Бонни не тронула. Хотя я недавно читала шикарный снарри, The Sensible Garden (автор RaeWhit) - я урыдалась там над смертью дочки Билла и Флер. Меня два дня трясло, хотя вещь уникальная.
Svengaly
Ага, Голсуорси - это вообще хорошо. Кстати, как же это я "Собственника"-то забыла! Старый Джон - один из моих самых любимых персонажей британской литературы...
Black Moon Cat
Спасибо, я запомню обязательно и попробую почитать.
Слушайте, а кто это говорил, что мол, некоторые так умирают, что другие так и жить не умеют?
Я, увы, не знаю; Яндекс говорит, что он тоже. Но если не дословно, то мотив настолько распространённый...
Мотив да, но где-то буквально фраза была такая... ох, дурная стала голова в последнее время, ничего не помню. Может, кто-то еще вспомнит...
*глубоко задумалась*
Она не замечала теперь, что привлекла больше внимания, чем человек, лежавший ничком в позе прильнувшего к тротуару, как бы слушая подземные голоса. У самых ее ног блестел расползающийся кровяной развод, с терпким, сырым запахом. Лежащий был прекрасно одет, его темные волосы мокли в крови и на ней же лежали полусогнутые пальцы левой руки.
Безмолвно, глубоко и тяжко вздыхая, смотрела Руна на этого человека, уступая одну мысль другой, пока, молниями сменяя друг друга, не разразились они полной и веселой отрадой. В этот момент девушка была совершенно безумна, но видела, для себя, с истиной, не подлежащей сомнению, - того, кто так часто, так больно, не ведая о том сам, вставал перед ее стиснутым сердцем.
Вдруг смолкли и отступили все, едва заговорила она.
- Вы говорите, - тихо сказала Руна, уловив часть беглого разговора, - что этот человек - самоубийца? Что он бросился из окна? О нет! Вот он - враг мой. Земля сильнее его; он мертв, мертв, да; и я вновь буду жить, как жила.
А про кого, по-вашему, эти строки?
Я эту книгу читала два раза. В первый раз расстроилась и была уверена, что он погиб. Во второй раз поняла, что нет. Это был просто самоубийца, в котором Руна узнала Друда, потому что какая-то её часть очень хотела, чтобы это был он.
этот момент девушка была совершенно безумна, но видела, для себя...
"Принцесса Греза" Ростана (Ferry, спасибо за "Сирано" ))
Ну и раз уж речь зашла об Урсуле ле Гуин, то я бы весь Хейнский цикл добавила (одно только "Слово для леса и мира одно" чего стоит, а там еще много книг - и везде есть смерть ) Весь цикл между тем очень сильный. Да и "Волшебник Земноморья" ее же - разве мало там народу полегло?
"Сны Бруно" Мердок
*еще глубже задумалась* Может быть, вы и правы. Надо перечитать... Но согласитесь - даже если так понимать, что это Друд, книга все равно потрясающе светлая...
katiger
Как это? Тиль жив и будет жить
Да и у Ле Гуин никто из главных героев, насколько я помню, больше не погибает.
(не говоря об остальном народе - там очень много симпатичных лично мне например персонажей полегло )
Кстати, у Урсулы в том же "Слове" погибает как раз главный герой, да и вообще, если вспоминать весь цикл, это у нее частенько случается: смерть основных персонажей (одного, как правило, но я сама, каюсь, всего сейчас не вспомню).
но я вообще думала, что речь не только о смерти главных героев, но вообще о книгах, где одну из главных ролей играет смерть, нет? Тогда сорри )
ЗЫ: вспомнила по ходу — Булгаковские "Смерть господина де Мольера" и "Театральный роман"
Брэдбери "Марсианские хроники", "451 градус по Фаренгейту"
и, кстати, еще: Робер Мерль "Смерть - мое ремесло"