Помесь хорька, барсука и штопора
Великолепный Роман Шмараков написал замечательное эссе о злоупотреблении искренностью (она же реализм, она же личные переживания, она же жизненный опыт) в современной литературе. Можно только аплодировать стоя. Всем, кто имеет хоть какое-то отношение к писательству или литературоведению, обязательно читать. Ниже отрывок, он же ссылка.
... увиденный мною несколько месяцев назад в телевизоре, кажется, член жюри русского «Букера», какой-то Сидоров в очках (я не знаю его; видимо, большой писатель), который задушевно донес до слушателя, что в России надо долго жить и много страдать, и только тогда можно написать хороший роман. Нужно ли для этого что-нибудь кроме страданий, мужчина Сидоров не сообщил, и зритель вправе полагать, что ничего больше не нужно и что он как человек, имеющий тещу и начальство, располагает несомненными писательскими задатками. В намерения Пушкина входило еще как минимум мыслить. Но эти люди, полагая, что любая попытка мыслить только умножит их страдания, справедливо вынесли мышление за скобки своей и без того насыщенной жизни.
И фраза, которую хочется насильно дать в качестве подписи ой как многим товарищам: Писатель выходит в мир и начинает без устали пугать его исповедальностью и пронзительным реализмом.
... увиденный мною несколько месяцев назад в телевизоре, кажется, член жюри русского «Букера», какой-то Сидоров в очках (я не знаю его; видимо, большой писатель), который задушевно донес до слушателя, что в России надо долго жить и много страдать, и только тогда можно написать хороший роман. Нужно ли для этого что-нибудь кроме страданий, мужчина Сидоров не сообщил, и зритель вправе полагать, что ничего больше не нужно и что он как человек, имеющий тещу и начальство, располагает несомненными писательскими задатками. В намерения Пушкина входило еще как минимум мыслить. Но эти люди, полагая, что любая попытка мыслить только умножит их страдания, справедливо вынесли мышление за скобки своей и без того насыщенной жизни.
И фраза, которую хочется насильно дать в качестве подписи ой как многим товарищам: Писатель выходит в мир и начинает без устали пугать его исповедальностью и пронзительным реализмом.
Правда, я немного не поняла... разве он об искренности пишет?) Мне показалось, что он пишет о злоупотреблении искренностью (переживаниями, опытом и проч.) и непрофессионализме. Впрочем, я могу ошибаться)))
А еще мне кажется, что автор не то что бы против искренности (она же реализм, она же личные переживания, она же жизненный опыт) в литературе, сколько против подмены собственно литературы биографией. Тем более, что на другом полюсе, противоположном биографии, будет не менее унылая вещь - сплошной "метатекст", не имеющий ничего индивидуального. Вообще, это одна из самых моих любимых тем сейчас.
Разумеется, о злоупотреблении и даже более - о выдаче "правды жизни" за искусство. О том, что Успенский метко обозвал "это у вас художественная правда получилась".
Подправила текст поста, надеюсь, стало понятнее.
another_voice
К сожалению, как показывает опыт, постмодернизм этому псевдореализму не помеха. Как раз чтобы доказать, что постмодернистское произведение высокохудожественно, нужно побольше туда правды жизни напихать, и получится смертоубийственное, зато "высокохудожественное" произведение.
Тут вот какая штука: метатекст в чистом виде может представлять интерес хотя бы как энциклопедия архетипов. А это вот унылое бытописание, которым до сих пор многие злоупотребляют, совсем невыносимо. Тем более в эпоху блогов: если мне станет интересно, как живут разные люди на земном шаре, я лучше жж почитаю. Блоги по большей части хотя бы на премии не претендуют )) Не говоря уже о нерукотворных памятниках ))
А Шмароков - чудесный автор и, как я представляю, блестящий предподаватель - даже жалко, что я уже давно не студентка и не в Туле )) А то я бы на лекции походила бы.
Если говорить о научном интересе или небольшом опыте (пара книг) - то соглашусь. Но как постоянное чтение?! Боже упаси! Читать штампованное фэнтези, детективы, любовные и "гламурные" романы так же тяжко и тошно, как и полуграмотные повествования об авторских енисейских рыбалках и его же нелегкой жизни и тяжких похмельях где-нибудь в Новом Уренгое. И это направление прекрасно заменяется блогами, соглашусь.
Читать штампованное фэнтези, детективы, любовные и "гламурные" романы так же тяжко и тошно
Так это не будет метатекст )) Это просто тихий плагиат ))
Чистый метатекст - это что-нибудь вроде "Маятника Фуко", только возведенное в квадрат и лишенное блестящей стилистики Эко. Такой вот сферический конь в вакууме. Уныло будет ужасно, но хоть познавательно.
Кстати, в штампованной беллетристике прорывается такое количество псевдореализма, что мама не горюй. Особенно в третьесортных детективах и в плохой фентези. Нынешние авторы надеются этим придать вес своим творениям.
Какой-нибудь Гарднер был честнее, ей-богу
А теперь часто считают, что само по себе правдоподобие (нередко весьма сомнительное) - уже должно быть интересно само по себе.
Кстати, пример выхолощенного Эко вполне себе есть - это Дэвид Браун и "Код да Винчи", правда не в сторону "сферического коня", а в сторону мэйнстрима.
Разумеется, о злоупотреблении и даже более - о выдаче "правды жизни" за искусство. --------------угу, хотела написать о подмене понятий... в последний момент вычеркнула))) чтобы не обострять тему))) Потому что правда жизни при должном профессиональном уровне искусству не мешает.
про плагиат не соглашусь, тк это заимствование у конкретного автора все-таки
Да, конечно, тут я это нетерминологично. Хотя очень часто такие аффтары таскают из очень даже конкретных источников. С какими сами знакомы, из таких и таскают.
"Код да Винчи" я не читала еще сама, руки не доходят, но мне говорят, что это, по крайней мере, завлекательно и смешно. Когда метатекстовый винегрет делают ради развлечения, это хоть понятно для чего. Я сама этим порой
грешубалуюсь.Один хороший человек когда-то обещал мне рецензию на мой хулиганский фик "То-Чего-Не-Может-Быть" с обещанием подсчитать там все аллюзии и цитаты. К сожалению, я так и не дождалась...
Да искусству ничто помешать не может
Спасибо за ссылку.
Мерри, another_voice
Интересный разговор вы завели. Только вот можно хотя бы один пример реализма, который вы ругаете?
another_voice
пример выхолощенного Эко вполне себе есть - это Дэвид Браун и "Код да Винчи", правда не в сторону "сферического коня", а в сторону мэйнстрима.
Э-э-э... Не понял.
Кончено, времени прошло уже много, но, может, ответ всё же будет...
Да значительная часть современной русской беллетристики. *вооружаясь тазиком для самообороны* Улицкая какая-нибудь. Все ужасно правдоподобно, подробно, точно... и уныло и бессмысленно до невозможности.
Впрочем, речь вообще о самом приеме. В сети (включая фандом) встречается регулярно. Встречаешь плохо написанный текст - а автор в ответ на замечания: "Да что вы понимаете! Это все правда! Это прямо так и было с моим другом/сватом/соседом/нужное подчеркнуть".
Улицкая какая-нибудь. Все ужасно правдоподобно, подробно, точно... и уныло и бессмысленно до невозможности.
Мне её рекомендовали как одного из самых что ни на есть блестящих современных авторов.
Вот разбери вас, филологов!
речь вообще о самом приеме.
Да я понял. Теперь вот судорожно хватаюсь за волосы, потому что у меня самого по большей части реализм.
стречаешь плохо написанный текст - а автор в ответ на замечания... "Это все правда! "
Не вижу связь между плохим текстом и реализмом. Мне такие ответы не попадались.
Не вижу связь между плохим текстом и реализмом.
Ее и нет. Речь о том, что многие люди принимают правдоподобность или вообще реальность (сюжета, ситуации, характеров и т.д.) за главное художественное достоинство произведения. Что, разумеется, ерунда, иначе лента новостей была бы лучшей книжкой в мире.
Чтобы нечто было произведением искусства, нужно, чтобы "кроме звуков и слов, там было что-то еще" (с) Макаревич.
многие люди принимают правдоподобность или вообще реальность (сюжета, ситуации, характеров и т.д.) за главное художественное достоинство произведения.
Ничего себе! Именно "многие"? Не знал.
Вайль и Генис
Вайля не знаю. А Генис - это который про Довлатова написал?
А как ты к Пелевину относишься?
Ничего себе! Именно "многие"? Не знал.
Если б это было не так, Шмароков об этом не писал бы. Да и я лично за 5 с лишним лет в фандоме видела этот аргумент неоднократно.
Вайля не знаю. А Генис - это который про Довлатова написал?
Да, Александр Генис - тот, кто написал "Довлатов и окрестности". Петр Вайль - его давний соавтор, вместе они написали "60-е: Мир советского человека", "Русскую кухню в изгнании", "Родную речь" и многое другое. Вайль без Гениса - "Гений места", например.
А как ты к Пелевину относишься?
Сложно. Он талантливый писатель, но мне крайне не нравятся его взгляды, мировосприятие и мироощущение. Хотя ранние рассказы мне у него очень нравятся ("Затворник и Шестипалый", например, ну и многие вещи того времени). Говорят, "П-5" очень хороша и похожа по стилю, но я никак не доберусь.
Я вообще в литературе, как бы это сказать... консерватор. Классические жанры предпочитаю эпатажным играм с читателем.
Я тоже консерватор.
мне крайне не нравятся его взгляды, мировосприятие и мироощущение.
Какие именно?
Какие именно?
Да все, в общем. Я имею в виду не его самого как человека (про него мало знаю), а то, чем живут и дышат его герои. Мне противно иметь с ними дело - их и в жизни вокруг хватает. Еще не хватало про них все время читать.